
В настоящее время установка и эксплуатация тахографов на коммерческих транспортных средствах регулируется приказом Минтранса России от 28.10.2020 N 440 “Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства”
В нем прописаны:
- Технические требования к устанавливаемым тахографам;
- Виды и категории транспортных средств, на которые распространяется закон;
- Регламент установки и эксплуатация оборудования, правила его обслуживания;
- Правила контроля за исполнением закона.
Приказ Министерства транспорта РФ от 26 октября 2020 г. № 438 “Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами” регулирует саму процедуру установки оборудование на указанные в законодательном акте транспортные средства.
ЧТО ЭТО ДАЕТ?
Действие законодательных актов подразумевают, что при установке тахографа на транспортное средство необходимо следовать достаточно жесткому регламенту:
- Возможна установка только определенных моделей, попавших в список разрешенных;
- Нельзя ставить прибор учета самостоятельно, это могут делать только компании, получившие соответствующие лицензии;
- Необходимо регулярно проводить техническое обслуживание тахографа в соответствии с указанным в законе регламентом, самостоятельная проверка и замена недопустимы.
Значит – чтобы не нарушать закон (и не платить штрафы с последующей обязательной переустановкой прибора учета) необходимо доверить дело профессионалам.
НА КОГО РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ ПРИКАЗОВ N 440 И N 438?
Важно: На автотранспорт, находящийся в собственности физических лиц, закон действует!
Порядок применяется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств, а также физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов (далее – владельцы транспортных средств), в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Не подлежат обязательному оснащению:
- автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, троллейбусы, транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;
- транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, машины для перевозки живых животных, пчел, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортные средства категорий N2 и N3, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), передвижные лаборатории, мастерские, библиотеки, автосцены, репортажные телевизионные студии;
- транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
- транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования;
- транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- транспортные средства, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
- транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии – рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;
- учебные транспортные средства, используемые для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;
- транспортные средства, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРИКАЗОВ N 440 И N 437?
Согласно КоАП 11.23:
- Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, –
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от 3 000 до 5 000 рублей. - Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 7 000 до 10 000 рублей; на индивидуальных предпринимателей – от 15 000 до 25 000 рублей; на юридических лиц – от 20 000 до 50 000 рублей.